A
A
A

Цвет сайта

A
A
Обычная версия
Главная - Новости - Круглый стол «Мониторинг правоприменения в регионах Российской Федерации: современное состояние и перспективы»

Круглый стол «Мониторинг правоприменения в регионах Российской Федерации: современное состояние и перспективы»

25 марта 2016

25 марта 2016 года по инициативе Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области в рамках проведения Министерством юстиции Российской Федерации ежегодной научно-практической конференции в целях объективной оценки отечественной правоприменительной практики и совершенствования методологии и методики мониторинга правоприменения на юридическом факультете ННГУ был организован Всероссийский «круглый стол» на тему «Мониторинг правоприменения в регионах Российской Федерации: современное состояние и перспективы».

В научной дискуссии о правовых основах и проблемах деятельности субъектов мониторинга правоприменения в регионах Российской Федерации приняли участие более 60 специалистов из 6 субъектов, в числе которых: Москва (Академия Генеральной прокуратуры РФ, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»), Нижегородская область (Аппарат Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области, Государственная жилищная инспекция Нижегородской области, Государственно-правовой департамент Нижегородской области, Законодательное Собрание Нижегородской области, Институт повышения квалификации Академии Следственного комитета Российской Федерации,

Министерство социальной политики Нижегородской области, Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Нижегородская академия МВД России, Нижегородская правовая академия, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, Нижегородский филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», ННГУ, Палата адвокатов Нижегородской области, Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия, Прокуратура Нижегородской области, Региональная служба по тарифам Нижегородской области, Торгово-промышленная палата Нижегородской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области, Центр обслуживания получателей бюджетных средств, юридическая компания «Маслов и партнеры»), Костромская область (Костромской государственный технологический университет), Курская область (Юго-Западный государственный университет), Саратовская область (Поволжский институт управления им. П. А. Столыпина Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Саратовская государственная академия права, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского), Ярославская область (Государственно-правовое управление Правительства Ярославской области).

С приветственным словом к участникам «круглого стола» обратился ректор ННГУ Е.В.Чупрунов, отметив важность привлечения научных школ к законотворческому процессу на федеральном и региональном уровнях и значимость сотрудничества ННГУ и Министерства юстиции Российской Федерации в данном направлении для повышения конкурентноспособности ННГУ среди отечественных высших учебных заведений.

Заместитель начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области Е. В. Сомова пожелала успешной работы участникам «круглого стола» и подчеркнула значимость обсуждения актуальных проблем российского законодательства представителями органов государственной власти, высших учебных заведений, общественных организаций и бизнес-сообщества для формирования предложений законодателю по корректировке отечественных нормативно-правовых актов регионального и федерального уровня, обеспечению их принятия или отмены. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 20 мая 2011 года «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» для придания мониторингу правоприменения общегосударственного масштаба и системного характера Правительством РФ утверждается ежегодный план мониторинга правоприменения, результаты которого направляются в Министерство юстиции РФ для их последующего представления Президенту РФ.

Декан юридического факультета ННГУ В. И. Цыганов подчеркнул в приветственном слове в адрес участников «круглого стола» роль мониторинга правоприменения в систематизации российского законодательства и обеспечении единства российского правового пространства, а также обратил внимание на положительный опыт реализации юридическим факультетом ННГУ программ научно-исследовательских работ в разнообразных научных областях, позволяющих на регулярной основе осуществлять сбор, обобщение, анализ и оценку практики применения нормативно-правовых актов различной отраслевой принадлежности, в частности, отраслей законодательства, представленных в докладах участников данного научного мероприятия: конституционное, образовательное, гражданское, банковское, земельное, административное, уголовное, уголовно-процессуальное и т.д.

С основным докладом о методологических предпосылках эффективного мониторинга правоприменения, его аналитической и прогнозной функциях выступил декан факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Москва), член Экспертного совета при Министерстве юстиции Российской Федерации по мониторингу правоприменения в Российской Федерации Е.Н.Салыгин, отметивший в качестве недостатка утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.08.2011 г. №694 методики мониторинга правоприменения в Российской Федерации содержащегося в данном документе указания на необходимость оценки в процессе мониторинга правоприменения пробелов (неполноты), коллизий и других недоработок нормативно-правовых актов, то есть осуществления деятельности по оценке качества не только самого правоприменения, но и правотворчества, что не согласуется как с наименованием данного официального документа, так и с сущностными задачами мониторинга правоприменения.

Начальник отдела государственного, муниципального и административного законодательства Государственно-правового управления Аппарата Законодательного Собрания Нижегородской области Л. Н. Мулина остановилась на проблемах организации участия Законодательного Собрания Нижегородской области в мониторинге правоприменения федерального законодательства и законодательства Нижегородской области. Руководитель аппарата комитета Законодательного Собрания Нижегородской области по информационной политике, регламенту и вопросам развития институтов гражданского общества Н. А. Красильникова, выступившая с докладом о роли институтов гражданского общества при планировании и проведении мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Нижегородской области, принятых Законодательным Собранием Нижегородской области, доложила о результатах учета при формировании плана мониторинга правоприменения предложений, поступающих от СМИ и органов местного самоуправления. От имени Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области выступила начальник отдела контроля закупок С. Е. Кирьякова, отметившая проблемы, выявленные в процессе мониторинга применения законодательства о контрактной системе при осуществлении контроля в сфере закупок в Нижегородской области, в том числе негативный опыт проведения системы госзакупок при отсутствии надлежащей правовой регламентации системы ценообразования.

Доклад доцента кафедры административного и финансового права юридического факультета ННГУ, кандидата юридических наук А. Е. Морозовапозволил участникам «круглого стола» оценить состояние правоприменительной практики по восстановлению прав вкладчиков по делам о банкротстве банков. Предложения докладчика относительно необходимости повышения уровня правовой грамотности вкладчиков были единодушно поддержаны участниками научного мероприятия.

В докладе доцента кафедры гражданского права и процесса юридического факультета ННГУ, доктора юридических наук Ф. П. Румянцева о значении мониторинга практики применения земельного законодательства в субъектах Российской Федерации при защите конституционных прав граждан также содержались конкретные предложения по повышению эффективности правоприменения в соответствующей сфере, наиболее значимое из которых — пересмотреть федеральное законодательство об обороте земель сельскохозяйственного назначения в части установления максимальной площади сельскохозяйственных угодий в собственности одного землепользователя (с величины «не менее 10 %» на «не более 10 %» от площади сельскохозяйственных угодий в границах муниципального района) в целях создания равных конкурентных условий для ведения сельскохозяйственного товарного производства, что в конечном итоге должно положительно сказаться на сдерживании роста цен на продовольственные продукты жизнеобеспечения.

Большой интерес участников «круглого стола» вызвал доклад независимого эксперта, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы, — заведующего кафедрой государственно-правовых дисциплин Приволжского филиала Российского государственного университета правосудия (г. Нижний Новгород) А.Р.Лаврентьева, посвященный такому направлению реализации антикоррупционной политики Российской Федерации, как выявление коррупциогенных факторов законодательства в процессе мониторинга правоприменения. Докладчиком были отмечены негативные тенденции становления института антикоррупционного мониторинга в Нижегородской области, в частности, — противоречия в официальных отчетах субъектов осуществления антикоррупционного мониторинга, действующих в соответствии с национальным планом противодействия коррупции.

Профессор кафедры уголовного права и процесса юридического факультета ННГУ, доктор юридических наук Г. Н. Горшенков поделился с присутствующими информацией о мониторинге использования СМИ в реализации антикоррупционной политики в Нижегородской области.

Продолжая анализ проблематики противодействия коррупции и рассматривая в качестве объекта мониторинга правоприменения динамику и статику уголовно-правовых норм и основанных на них уголовно-правовых отношений, профессор кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Нижегородской академии МВД России, доктор юридических наук А. П. Кузнецов в своем докладе обратил внимание на юридико-технические погрешности в определении понятия и признаков должностных лиц в административном и уголовном законодательстве Российской Федерации, препятствующие повышению эффективности деятельности по борьбе с коррупцией.

Рассматривая коррупциогенные факторы российского уголовного законодательства в части регламентации оснований освобождения лица от наказания, докторант кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Саратовской государственной академии права, кандидат юридических наук И. А. Ефремова также отметила ряд юридико-технических недостатков в действующем Уголовном кодексе РФ, в частности, использование модальности «может» при описании условий предоставления льготы виновным.

В развитие проблематики юридико-технического качества уголовного законодательства профессор кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Нижегородской академии МВД России, доктор юридических наук В. В. Сверчков обратился к анализу использованной отечественным законодателем терминологии, отметив, что юридико-технические ошибки законодательства непосредственно отражаются на качестве правоприменительной практики, в связи с чем требуют скорейшего устранения законодателем.

Выступая от имени адвокатского сообщества, вице-президент Палаты адвокатов Нижегородской области Т. И. Рябкова, рассматривая мониторинг правоприменения как инструмент конституционной законности, также отметила целесообразность совершенствования положений действующего уголовного законодательства Российской Федерации – в части уголовной ответственности за воспрепятствование деятельности адвокатов за счет криминализации соответствующего деяния.

Декан юридического факультета Юго-Западного государственного университета (г. Курск), кандидат юридических наук С. В. Шевелева в своем докладе, основанном на «досье законопроекта» Верховного Суда РФ о декриминализации, рассмотрела ее теоретические и прикладные аспекты и перспективы применения в текущем году согласно соответствующей законодательной инициативе высшей судебной инстанции страны.

Завершая доклады «уголовно-правового блока», заведующий отделом проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере федеральной безопасности, межнациональных отношений и противодействия экстремизму Академии Генеральной прокуратуры России (г. Москва), доктор юридических наук В. В. Меркурьев акцентировал внимание участников «круглого стола» на значении результатов мониторинга применения антитеррористического законодательства для законопроектной деятельности федерального уровня, направленной на его совершенствование, в частности, обозначив проблему судебной защиты интересов потерпевших от совершения террористических актов (в т.ч. возмещения причиненного им вреда за счет имущества виновных) и выразив надежду на скорейшее отражение положений международно-правовых актов, регулирующих антитеррористическую деятельность, в национальном законодательстве.

В целях совершенствования деятельности переводчика на досудебных и судебных стадиях уголовного процесса и устранения недостатков, выявленных в ходе проведенного доцентом кафедры уголовного права и процесса юридического факультета ННГУ, кандидатом юридических наук Л. Б. Обидиной и доцентом кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета ННГУ, кандидатом юридических наук А. А. Лариным мониторинга практики применения законодательства, регламентирующего деятельность переводчика, участники «круглого стола» поддержали предложения докладчиков по внесению изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Единого государственного реестра судебных переводчиков — единой информационной базы, содержащей сведения о лицах, успешно сдавших квалификационный экзамен и подтвердивших таким образом свои навыки переводчика.

Помимо процедуры приглашения переводчика к участию в процессе, в разработанном докладчиками и представленном участникам «круглого стола» законопроекте были детально освещены основания приостановления и прекращения деятельности судебного переводчика, а также его права и обязанности (см. Приложения к резолюции «круглого стола»).

Рассматривая мониторинг правоприменения в образовательной сфере в качестве разновидности контрольной деятельности, начальник отдела трудового и образовательного права правового управления ННГУ, доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета ННГУ, кандидат юридических наук Е. В. Надыгина отметила, что динамичное развитие правовых норм, регламентирующих образовательную деятельность вузов (в частности, по итоговой аттестации студентов), приводит к возникновению правовых коллизий. Оптимальные способы устранения соответствующих коллизий, перспективные направления оперативного и текущего мониторинга правоприменения и корректировки правоприменительной практики в образовательной сфере были представлены участникам «круглого стола».

Обращаясь к вопросам оптимизации выполнения органами государственной власти и управления функций по мониторингу правоприменения в регионах Российской Федерации, заведующий кафедрой правоведения факультета экономики и права Арзамасского филиала ННГУ, профессор кафедры уголовного права и процесса юридического факультета ННГУ В. Ю. Толстолуцкий перечислил в своем докладе положительные аспекты использования компьютерных средств критериализации и обработки результатов мониторинга правоприменения, обозначив перспективы использования соответствующих компьютерных технологий.

Юридический факультет выражает признательность всем участникам «круглого стола», выступавшим с докладами и принимавшим участие в дискуссии, а также — компании «Гарант», оказавшей материально-техническую поддержку в проведении данного научного мероприятия!

Международно-правовые аспекты мониторинга правоприменения (мониторинг правоприменения в целях выполнения постановлений Европейского Суда по правам человека и др.вопросы) запланированы к обсуждению в рамках проведения на юридическом факультете ННГУ очередного научного мероприятия — международного научно-практического семинара «Актуальные проблемы международной безопасности и международной защиты прав человека» 28 апреля 2016 г.

Приложение 1 к резолюции по мониторингу. Проект изменений в ФЗ (doc)

Приложение 2 к резолюции по мониторингу. Проект Положения о судебном переводчике (doc)

Приложение 3 к резолюции по мониторингу. Сведения об авторах (doc)

Программа конференции

Фото мероприятия
Все новости