Главная - Новости - Медиация в рамках магистерских программ, реализуемых кафедрой гражданского права и процесса

Медиация в рамках магистерских программ, реализуемых кафедрой гражданского права и процесса

01 января 2017

По-мнению Ц.А. Шамликашвили (научного руководителя Федерального института медиации и Центра медиации и АРС в правовой практике при МГЮУ (МГЮА) им. О. Е. Кутафина), обучение основам медиации должен пройти каждый студент, получающий профессию юриста, что позволит ему наилучшим образом реализоваться в профессии, получить от нее не только материальное удовлетворение, но и моральное (См.:Шамликашвили Ц.А. Медиация в современной правовой практике// Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. №2. С.24).

На юридическом факультете ННГУ в рамках магистерских программ, реализуемых кафедрой гражданского права и процесса, магистранты очной и заочной формам обучения постигают азбуку медиации. Обучение медиации не предполагает использования традиционных методов — лекционных и семинарских занятий. Здесь в полной мере реализуются интерактивные методы обучения – тренинг, кейс-технологии, ролевая игра, дискуссия. Для обучения медиации и медиативному подходу очень важна логика образовательного процесса – от формирования собственного нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение.

Основной метод тренинга – создание учебных ситуаций и самостоятельная работа участников в форме ролевых игр. Тренинг, в силу того, что в рамках данного формата обучения магистрант включается в активное действие, является существенно более эффективным и быстрым инструментом приобретения профессиональных умений и навыков, а также изменений самой личности, ее сознания.

Обучение медиации, не может не повлечь за собой иного, более глубокого понимания конфликтной ситуации. Для юриста всегда в правовом споре один прав, а другой виновен. Медиативный подход транслирует совершенно иной подход к сторонам конфликта, медиатор является «адвокатом двух сторон», и помогает разрешить конфликт так, чтобы обе стороны остались удовлетворенными, помогает им выработать взаимовыгодное, взаимоприемлемое решение.

Существует мнение, что тренинг отличается от обучения в жизни тем, что здесь «моделируется жизнь», но это не является самой жизнью. Это, как правило, некая условность, декорация. Однако, ценность такой формы работы заключается в том, что тренинг обучает навыкам и умениям не просто в заданных декорациях, он также создает дополнительные стрессовые условия: участнику дается конкретное задание, за выполнением которого наблюдает вся группа. Безусловно, задача тренера – создать максимально безопасное пространство для участников, чтобы группа не оценивала и «не давила» на обучаемого. Однако, внутреннее состояние человека, работающего в тот момент «на публику», добавляет волнения и переживания и, поэтому, после отработки навыка в группе, обучаемому зачастую намного легче повторить аналогичное действие в условиях обычной жизни.

Тренинги обучения медиации проходят в медиативной обстановке (здесь реализуются все принципы медиации, прорабатываются эмоции, каждому дается возможность «ощутить на себе» действенность данного метода разрешения споров) и вовлекают магистрантов настолько, что они участвуют в обучении так же как участвуют в жизни.

Все новости