A
A
A

Цвет сайта

A
A
Обычная версия
Главная - Новости - Научно-практическая конференция «Юридическое образование в Российской Федерации: современное состояние и перспективы»

Научно-практическая конференция «Юридическое образование в Российской Федерации: современное состояние и перспективы»

24 ноября 2016 года в рамках проведения на юридическом факультете 24-25 ноября юбилейных мероприятий, посвященных 25-летию его создания, была организована Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием на тему «ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в Российской Федерации: современное состояние и перспективы». Основной задачей проведения конференции явилось создание широкого представительного форума для обсуждения наиболее важных проблем подготовки юридических кадров.

Конференцию открыл проректор ННГУ по научной работе В.Б.Казанцев, отметив роль современного юридического образования в процессе реализации национальных интересов государства и значимость интеграции науки и практики при подготовке юридических кадров в целях максимальной практической ориентированности образовательных программ юриспруденции.

С приветственным словом к участникам мероприятия обратились Президент Палаты адвокатов Нижегородской области Н.Д. Рогачев, Уполномоченный по правам человека в Нижегородской области Н.Т. Отделкина, первый проректор Луганской академии внутренних дел им. Э.А. Дидоренко Д.А. Бабичев, проректор по научной работе Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова В.В. Груздев, пожелавшие успешной работы участникам конференции и подчеркнувшие значимость обсуждения актуальных проблем юридического образования.

Пленарное заседание конференции открыл декан юридического факультета ННГУ В. И. Цыганов, выступив с докладом о моделях практико-ориентированного юридического образования в Российской Федерации. Продолжая заявленную проблематику, с докладом об открытости юридического образования, его современных дистанционных и сетевых формах выступил декан факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Москва) Е.Н.Салыгин.

Профессор кафедры философии Нижегородской академии МВД России И.И.Сулима в своем докладе о патриотической миссии современного юридического образования обратил внимание присутствующих на то, что именно юридическое образование генерирует содержание правосознания граждан. Начальник отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Н.Н.Патокина остановилась на требованиях Федеральной антимонопольной службы к выпускникам юридических факультетов, в частности, на примере Нижегородской области.

Блок пленарных докладов, посвященных сравнительно-правовой проблематике, открыл профессор Института зарубежного и международного уголовного права им.Макса Планка (ФРГ, г. Фрайдбург) Арнольд Вольфганг Йорг, доложивший участникам конференции об особенностях современной системы высшего юридического образования в ФРГ, в частности, о двухступенчатости данной системы: первичное обучение в университете в течении 4-5 лет, по окончании которого можно занимать ограниченное число юридических должностей; рефендариат, т.е. практическая подготовка в течении 1,5-2 лет, по окончании которого выпускники получают квалификацию юриста широкого профиля и могут работать на любой юридической должности. В завершении своего выступления докладчик поделился с участниками конференции своей позицией относительно целесообразности совершенствования система юридического образования ФРГ в части подготовки специалистов, умеющих критически мыслить и отвечать потребностям современного общества.

Большой интерес присутствующих вызвал доклад старшего научного сотрудника Центра исследований локального активизма факультета права, политических и социальных наук Университета Париж-XIII (Франция) О.В. Корнеева, посвященный анализу опыта ведущих европейских университетов в преподавании социальных наук. В своем выступлении докладчик уделил внимание той роли, которую в образовательном процессе играют исследовательская среда университета и его подразделений, а также научные интересы и компетенции преподавателей. Речь, в частности, шла о развитии системы исследовательских университетов через полную интеграцию научной и образовательной деятельности, предполагающую научно-ориентированный формат основных образовательных программ, интерактивные формы обучения и оценки компетенций, активное участие студентов всех циклов в исследовательской работе преподавателей. Особое внимание О.В. Корнеев уделил лучшим практикам структурного развития научных компетенций отдельных преподавателей и исследовательской среды в рамках университетских подразделений. Среди таких механизмов, применяемых в ведущих европейских университетах, выделяются: приоритетная оценка научных достижений кандидатов на должности профессорско-преподавательского состава, баланс распределения и учета нагрузки по трем направлениям (научная, образовательная, административная), а также материальное стимулирование активной научной деятельности сотрудников.

Доклад преподавателя публичного права (доцента) факультета права Гренобльского Альпийского Университета (Французская Республика) Эджаарьян Веран позволил участникам конференции оценить состояние правовой регламентации и практики международного академического сотрудничества на уровне магистратуры, аспирантуры и докторантуры во Франции.

В продолжение тематики международного сотрудничества, позволяющего добиваться создания единого европейского пространства высшего образования, в докладе заведующего кафедрой европейского и международного права юридического факультета ННГУ А.И. Горылевасодержались конкретные предложения по повышению эффективности совместных образовательных программ юриспруденции как инструмента интернационализации юридического образования, были выделены общие принципы проектирования и реализации подобных программ, а также обозначены проблемы, связанные с их реализацией, на примере юридического факультета ННГУ. Рассматривая в качестве конечной цели реализации совместных образовательных программ повышение конкурентоспособности российского образования и обеспечение его высокого качества, А.И. Горылев подчеркнул, что одновременно они являются значимым инструментом реализации принципов Болонского процесса.

В завершении пленарного заседания заместитель главного редактора журнала «Актуальные вопросы права и отраслевых наук»(информационного спонсора конференции) Р.И. Абушов поделился с присутствующими информацией о проблемах, выявленных в процессе мониторинга роли профессиональных и отраслевых СМИ в повышении роли юридического образования.

Дальнейшее обсуждение проблематики современного юридического образования осуществлялось в рамках проведения заседаний специализированных секций, предваряя которые участники конференции получили возможность обменяться научной и учебной литературой, а также сделать совместные фотографии.

Секции «Организационно-правовая регламентация системы высшего образования в Российской Федерации» и «Современные задачи и особенности преподавания общетеоретических и исторических дисциплин в процессе подготовки юридических кадров в Российской Федерации»

 

Участниками секций, модераторами которых выступали представители кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ННГУ – заведующая кафедрой В.Б. Романовская и профессора Н.И. Биюшкина и Т.Г.Минеева, были отмечены следующие, вызывающие настороженность, тенденции:

  • зарегулированность учебно-методической деятельности, выражающаяся в необходимости постоянно заниматься формальной стороной образовательного процесса (бесконечным созданием документов методического характера) в ущерб фактической преподавательской и научной деятельности;
  • коммерциализация системы высшего образования, вызывающая общее снижение требований к уровню подготовки студентов (показателем чего выступает, в т.ч. снижение процента отчисления студентов по итогам сессии);
  • резкое снижение уровня знаний и познавательной активности абитуриентов (в т.ч. индифферентное отношение к общесоциальным ценностям, выработанным человечеством за долгий период его развития) в связи с существованием системы ЕГЭ, не способное быть исправленным за период обучения на 1-м курсе по программе бакалавриата и специалитета.

В связи с этим, участники секций – представители научной общественности Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Саранска, Саратова и Тюмени предложили пересмотреть господствующий до настоящего времени потребительский подход к образовательному процессу, как к оказанию услуг, вернуться к существовавшей раннее философско-правовой парадигме, где юридическое образование опиралось на ценностные основания права, а не на прагматичные потребности, рассматривать высшее образование, как воспитательный образовательный процесс, направленный на формирование высококвалифицированного, патриотически настроенного специалиста. готового выполнять поставленные страной задачи на самом достойном уровне, служа своей Родине и создавая собственное благополучие.

 

Секция «Интеграция науки и практики в процессе подготовки юридических кадров в Российской Федерации»

 

В ходе работы секции, заседавшей под руководством профессора кафедры уголовного права и процесса юридического факультета ННГУ В.Ю.Толстолуцкого, были рассмотрены проблемные, требующие своего осмысления и разрешения вопросы организации научно-исследовательской работы. Результатом научного обсуждения стало предложение шире использовать статистические методы в ходе анализа академической публикационной активности.

Отдельным направлением работы секции выступила подготовка магистрантов. Так, в частности, доцент кафедры гражданского права и процесса Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева (г.Саранск) Т.Н. Малая остановилась на такой злободневной проблеме российской магистратуры, как допустимость приема в магистратуру по юриспруденции лиц, имеющих различные специальности бакалавриата, что обуславливает как невозможность составления единой оптимальной программы подготовки магистрантов, так и возникновение сложностей в написании магистерской диссертации обучающимися, не имеющими диплома бакалавра юриспруденции. В продолжение заявленной проблематики доцент кафедры уголовного права и процесса юридического факультета ННГУ Л.Б.Обидина в своем выступлении подчеркнула весьма существенные отличия в подготовке магистров в России и за рубежом, в частности, в Великобритании. Результатом обсуждения современных проблем подготовки магистрантов стали следующие предложения участников секции: обеспечить узкую специализацию магистрантов и повысить требования для поступающих в магистратуру по юриспруденции; в связи с существующей практикой приема в магистратуру независимо от первой специальности составлять различные программы подготовки магистров, максимально использующие юридическую трансформацию знаний, полученных при первом образовании.

 

Секция «Дистанционные (информационные) образовательные технологии и интерактивные методы обучения юриспруденции в Российской Федерации»

 

Работа секции, заседавшей под руководством председателя Методической комиссии юридического факультета ННГУ Н.Е. Сосипатровой, была начата с доклада модератора на тему «Ситуационный анализ на основе публицистических материалов как метод практико-ориентированного обучения студентов». В своем докладе Н.Е. Сосипатрова поделилась с участниками секции результатами исследования метода ситуационного анализа как формы интерактивного обучения, определения его значения для повышения мотивации студентов к учебе, развития способности обучающихся анализировать социально-значимые процессы, формирования у них общекультурных и профессиональных компетенций. В ходе доклада приводились конкретные примеры применения рассматриваемой формы обучения. Вместе с тем Н.Е. Сосипатровой была высказана мысль о целесообразности «дозированного» использования интерактивных форм обучения (метода ситуационного анализа, ролевой игры, дебатов и т.д.) на семинарских занятиях, увлечение которыми может привести к отсутствию у студентов полных, системных академических знаний по курсу. В продолжение заявленной проблематики в докладе старшего преподавателя кафедры гражданского права и процесса юридического факультета ННГУ Т.В. Алексановой на тему «Деловая игра по гражданскому процессуальному праву как метод интерактивного обучения» была показана эффективность использования данной формы обучения в учебном процессе, но одновременно обращено внимание участников секции на необходимость тщательного («пошагового») подхода к организации и проведению деловой игры для её наибольшей результативности.

В выступлении доцента кафедры гражданского права Приволжского филиала Российского государственного университета правосудия (г. Нижний Новгород) В.В.Воробьева внимание слушателей было обращено на проблему качества чтения лекций, в частности, ставился вопрос о том, как одновременно заинтересовать правовым материалом несколько десятков (или даже сотен!) студентов, находящихся в лекционной аудитории, отстаивалось право студентов на свободное посещение лекций и выбор лектора. В продолжение заявленной проблематики доцент кафедры административного и финансового права юридического факультета ННГУ А.Е. Морозов в докладе о применении научно-практических методов постановки и решения задач в процессе преподавания (на примере дисциплины «финансовое право») внес предложение вовлекать на лекции студенческую аудиторию в диалог по наиболее проблемным вопросам дисциплины. Доцент гражданского права и процесса юридического факультета ННГУ Н.В. Остроумов в докладе об использовании интерактивных форм в чтении лекций предложил не только использование на лекции элементов дискуссии, но и приглашение к выступлению на лекциях известных, опытных практиков. Судья Нижегородского областного суда Ярошенко О.Н. предложила повышать ориентированность студентов на лекциях на решение вопросов, возникающих в судебной практике. Результатом обсуждения проблематики чтения лекций стали следующие предложения участников секции: расширить методы чтения лекций путем применения активной дискуссии во время лекций и привлечения к выступлению на лекциях известных, опытных практиков, а также путем широкого использования практических ситуаций (задач).

Обращаясь к проблематике медиа-образовательных технологий, и.о. директора Сергачского ТЦДОР ННГУ М.Д. Прилуков в докладе «О роли и значении использования электронных управляемых курсов в системе юридического образования», опираясь на собственный опыт использования электронных управляемых курсов в возглавляемом им структурном подразделении ННГУ, остановился на положительных аспектах внедрения их в учебный процесс заочного обучения юриспруденции, но также указал собравшимся на трудности однозначной оценки их роли в связи относительно недавним внедрением в российское юридическое образование. В продолжение заявленной проблематики начальник научно-исследовательского отдела Института открытого образования ННГУ А.В. Сохан в докладе на тему «Юридическое образование с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: проблемы правового регулирования» пришла к выводу о том, что существующий уровень правового регулирования названных форм получения юридического образования является явно недостаточным для применения их на практике. Так, в настоящее время не регламентированы вопросы охраны здоровья обучающихся с использованием таких форм, не решены технические вопросы, связанные с обеспечением защищенного обмена данными между образовательной организацией и обучающимся, технической поддержки на используемых компьютерах. В духе конструктивной беседы заслушанные сообщения дополнялись суждениями и мнениями дискутантов.

В докладе ассистента кафедры административного и финансового права юридического факультета ННГУ Н.Е. Сержантовой на тему «Юридическое образование с применением коучинговых технологий: проблемы теории и практики» освещались вопросы внедрения в образовательный процесс новой технологии коучинга, цель которого — помогать студентам учиться активно и сознательно, поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы они могли максимально использовать свой потенциал, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности и в результате — достигать желаемых результатов. Участники секции единодушно согласились с тем, что технология коучинга заключается в индивидуализированном подходе к обучающимся, позволяющем преподавателю показать каждому студенту, что обучение направлено именно на него.

 

Секция «Современные задачи и особенности преподавания международно-правовых дисциплин и обеспечения правового воспитания в процессе подготовки юридических кадров в Российской Федерации»

 

В ходе работы секции руководитель проектов Жана Монне — старший преподаватель кафедры европейского и международного права юридического факультета ННГУ А.С. Леонов в докладе на тему «Академическая свобода в преподавании и изучении международного права в высшей школе» затронул перед собравшимися один из краеугольных вопросов чистоты юридического образования и исследований в университете на примере изучения международного права. Ссылаясь на международные и европейские стандарты функционирования университетов, согласно которым они являются автономными учреждениями, создающими и распространяющими культуру через научные исследования и образование, имеющими моральную и интеллектуальную независимость по отношению к любой политической и экономической власти, А.С. Леонов проанализировал современное состояние академической свободы при преподавании международно-правовых дисциплин в российских университетах. Опыт преподавания международного права показывает, что большинство студентов третьего курса юридического факультета, начавших изучать данный предмет, сталкиваются с очевидной проблемой кардинального переосмысления своих представлений о тех или иных событиях, в результате чего их обывательское видение ситуации, сконструированное СМИ, непрофессиональным окружением, а также официальными заявлениями национальных властей может, порой, быть прямой противоположностью правовому видению. В связи с этим А.С. Леонов подчеркнул важность четкого и грамотного понимания патриотической миссии преподавателя в ее соотношении с педагогической и исследовательской миссией, с первостепенной ролью объективного транслятора максимально деидеологизированных знаний. Такой баланс, по мнению докладчика, может достигаться лишь при реальном существовании академической свободы в отношениях между государством, университетом, преподавателем и студентом. В качестве одного из важнейших средств достижения компромисса в этом вопросе автор называет междисциплинарность в изучении и исследованиях международного права, которая позволяет анализировать международно-правовые явления не только в юридическом, но и в политологическом, историческом, социальном и иных измерениях, давая более комплексную и ясную картину происходящего. В заключении А.С. Леонов отметил, что грамотная реализация академической свободы является залогом эффективности обучения и научных исследований, подготовки конкурентоспособных специалистов высокого класса с потенциалом к приобретению серьезных международно-правовых экспертных знаний.

 

Секция «Современные задачи и особенности преподавания «правоохранительных» дисциплин в процессе подготовки юридических кадров в Российской Федерации»

 

В ходе работы секции, заседавшей под руководством и.о.заведующего кафедрой уголовного права и процесса юридического факультета ННГУ Л.П. Ижниной и профессора кафедры уголовного права и процесса юридического факультета ННГУ Г.Н.Горшенкова, были рассмотрены актуальные вопросы преподавания дисциплин антикриминального цикла (уголовного права, криминологии, уголовного процесса, криминалистики, судебной экспертизы и оперативно-розыскной деятельности), а также место и значение информационных технологий в преподавании деятельности по выявлению и расследованию преступлений.

Наибольший интерес участников секции вызвали доклады, посвященные антикоррупционной проблематике: доклад заместителя декана факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Москва) С.А. Маркунцова «О понимании системы коррупционных преступлений в контексте формирования у студентов нетерпимости к коррупциогенному поведению» и доклад старшего преподавателя Западно-Уральского института экономики и права (г. Пермь) П.А. Коржа на тему «Некоторые проблемы борьбы с коррупцией в вузах», в котором автор предложил ввести уголовную ответственность самого вуза за подобные преступления, совершаемые его должностными лицами.

Не меньший интерес сопровождал выступление доцента кафедры прокурорского надзора и криминологии Саратовской государственной юридической академии О.В.Шляпниковой с докладом на тему «Особенности методики преподавания криминологии у бакалавров и магистров», который был посвящен проблемным вопросам преподавания криминологии в связи с переходом на двухступенчатую систему высшего образования. В совместном докладе представителей кафедры судебной экспертизы юридического факультета ННГУ В.В. Воронина, А.В. Камелова и П.В. Петрова на тему «Некоторые аспекты проведения занятий с использованием современной цифровой фотографической техники при подготовке студентов на юридическом факультете» рассматривались     вопросы подготовки студентов, обучающихся по специальности «Судебная экспертиза», работе с современными средствами фото-видео фиксации. В докладе старшего преподавателя кафедры уголовного права и процесса юридического факультета ННГУ И.С. Тарасова на тему «Использование языка схем в подготовке и проведении занятий» отмечалось, что графически оформленный текст лучше усваивается студентами и может использоваться как для дистанционного обучения, так и для подготовки студентов к аттестации. По результатам доклада участники секции единогласно приняли решение рекомендовать авторскую разработку к использованию в учебном процессе.

 

Секция «Современные проблемы стандартизации юридической деятельности и подготовки юридических кадров для различных сфер практики»

 

Работа секции, заседавшей под руководством профессора кафедры судебной экспертизы юридического факультета ННГУ Е.С. Лехановой, была начата с доклада модератора по проблематике подготовки экспертов-экономистов в юридическом вузе. Е.С. Лехановой было отмечено, что при подготовке эксперта-экономиста возникает ряд проблем, связанных с определением того, какие юридические дисциплины и в каком объеме необходимы потенциальному эксперту для его дальнейшей профессиональной деятельности. Так, например, при разрешении ряда типичных вопросов эксперту-экономисту требуются знания не только Общей, но и Особенной части гражданского права, которая в образовательной программе экспертов (на примере юридического факультета ННГУ) представлена весьма скромно. Ввиду отсутствия ряда юридических дисциплин студентам, обучающимся по направлению «Судебная экспертиза» (по программе специалитета), сложно объяснять методику производства судебных экспертиз. Поэтому подготовка экспертов-экономистов заслуживает корректировки, как в части выработки самой концепции подготовки, так и в части содержания рабочего учебного плана и самих изучаемых дисциплин. В продолжение заявленной проблематики с докладом об опыте подготовки экспертов-экономистов выступил доцент кафедры судебной экспертизы юридического факультета ННГУ А.Н. Мамкин, отметивший, что современные запросы экспертной практики диктуют необходимость использования в рамках преподавания курса судебно-бухгалтерской экспертизы актуальных материалов бухгалтерского учета и отчетности организаций. Доцент кафедры судебной экспертизы юридического факультета ННГУ О.Д. Соловьев рассказал участникам секции о роли специальных экономических познаний в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, иллюстрируя доклад примерами собственного педагогического опыта, полученного при подготовке сотрудников подразделений экономической безопасности (в частности, опыта использования «антиконтрафактного тренинга», позволяющего определять признаки контрафакта). Вопросам подготовки кадров для системы государственных закупок был посвящен доклад доцента кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета Коми республиканской академии государственной службы и управления (г.Сыктывкар) З.А. Коноваловой. В современном законодательстве о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не установлено, где должны получать образование будущие сотрудники. В настоящее время таких сотрудников готовят и медицинские, и торговые, и экономические вузы. Как результат – появление рынка «серых удостоверений». По словам докладчика, не менее важным является и определение содержания обучения будущих сотрудников с учетом имеющихся противоречий в законодательстве, регламентирующем их деятельность. В целом, по итогам работы секции состоялся обмен учебно-методическими разработками, а полученные прикладные результаты участники секции договорились учитывать при подготовке юридических кадров для различных сфер практики.

 

Секция «Современные проблемы формирования медиативной компетенции в процессе подготовки (переподготовки) юридических кадров в Российской Федерации»

 

В ходе работы секции, заседавшей под руководством главы Центра медиации и права юридического факультета ННГУ С.В.Соловьевой с участием практикующих медиаторов и тренеров медиаторов, а также представителей научного юридического сообщества из Нижнего Новгорода, Москвы, Иванова и Саранска обсуждались вопросы медиативной составляющей юридического образования. Открывая работу секции, старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (г. Москва), заместитель руководителя Центра содействия медиации и альтернативным способам разрешения споров Н.И. Гайдаенко Шер в докладе на тему «Обучение студентов-юристов переговорным навыкам: формы, опыт, перспективы» отметила, что роль юристов в развитии механизмов альтернативного разрешения споров достаточно велика. Однако для того, чтобы тот или иной способ разрешения спора получил широкое распространение, необходимо, чтобы юристы знали о нем и умели его применять. В настоящее время курсы основ альтернативного разрешения споров начинают внедряться в учебные программы юристов, но, в большинстве своем, только, как курсы по выбору. Кроме того, число часов, отводимых на эти курсы, явно недостаточно для проведения практических занятий, позволяющих усвоить полученные теоретические познания. Таким образом, по мнению докладчика, фактически отсутствует целевое обучение юристов сопровождению клиентов в процедуре медиации. В продолжение заявленной проблематики с докладом о внедрении медиации в систему юридического образования Российской Федерации выступил доцент кафедры гражданского права Средне-Волжского института Всероссийского государственного университета юстиции (г. Саранск) Е.Н. Ефремов, отметивший, что среди направлений по эффективному внедрению медиации в российскую действительность, воспитании культуры медиации в обществе особое место должно занимать обучение медиации студентов юридических специальностей. Поскольку в настоящее время ФГОС по юридическим направлениям подготовки не предусматривают обучение студентов медиации, оно становится возможным лишь в рамках дополнительной образовательной программы. В этой связи, по мнению Е.Н. Ефремова, необходима переработка ФГОС 4-го поколения в области юриспруденции (которые готовятся к принятию Минобнауки РФ) в части обучения медиации. В заключение своего выступления докладчик поделился опытом своего вуза по введению на юридическом факультете курса «Медиация в сфере деятельности юриста», направленного на обучение студентов альтернативным способам разрешения правовых споров и конфликтов.

Модератор секции С.В. Соловьева в докладе на тему «Интерактивные методы обучения медиации и медиативному подходу» отметила, что для обучения медиации очень важна логика образовательного процесса – от формирования собственного нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение, что достигается путем использования таких интерактивных методов обучения как тренинг, кейс-технологии, дискуссия, ролевая игра. Такие методы обучения являются наиболее эффективными  инструментами, с помощью которых  приобретаются медиативные   умения и навыки, а также происходят изменения самой личности, ее сознания (формируется иное понимание  конфликта, вырабатывается новое знание о процессе общения, развивается способность к рефлексии и эмоциональный интеллект). Неоценимый опыт студенты приобретают, работая в кейсах не только в качестве медиатора, но и в качестве стороны конфликта, чувствуя «на себе» все плюсы и минусы данного способа, чтобы потом квалифицированно предложить его своим клиентам. В конце своего выступления Соловьева С.В. отметила, что скептический настрой среди юристов в отношении медиации (который до сих пор сохраняется в рамках юридического сообщества России) можно преодолеть только путем обучения их медиативным навыкам, внедрения в их работу медиативных технологий. В обществе сложилось устойчивое мнение о том, что юристам выгоднее, когда судебная «война» в споре клиента длится бесконечно: чем дольше конфликт, тем больше на нем юрист зарабатывает. Такая постановка вопроса подрывает авторитет юридической профессии, что в конечном итоге негативно сказывается на самих юристах. При этом часто забывается о профессионально-этической стороне вопроса – юрист должен использовать правовое поле для урегулирования конфликтов, а не разжигания их. Изменить мнение о профессии юриста, доказать   важность и востребованность ее для общества, повысить удовлетворенность своей работой самих представителей юридических профессий может помочь новый подход к разрешению споров — подход, основанный на учете интересов спорящих сторон.

Доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета ННГУ И.А. Филипова в докладе на тему «Обучение урегулированию споров путем медиации при подготовке юридических кадров» отметила, что отсутствие подготовленных специалистов, способных выступать медиаторами, замедляет процесс внедрения медиации в правовое поле России. Очень важным становится вопрос о создании условий для подготовки квалифицированных специалистов, обладающих навыками проведения процедуры медиации, в юридических вузах и на юридических факультетах университетов. Обращаясь к опыту преподавания с 2015 г. курса медиации в рамках программы магистратуры юридического факультета ННГУ, докладчик отметил, что проведение занятий по основам медиации помогает студентам-юристам преодолевать трудности в сфере информационного обмена, корректно формулировать вопросы, учиться слышать друг друга в процессе коммуникации. Навыки устной коммуникации, в том числе в форме переговоров, помогут будущему юристу приобрести прикладные компетенции, которые пригодятся ему в дальнейшей практической деятельности, расширив диапазон профессиональных возможностей. Следовательно, изучение медиативных техник в форме тренингов и деловых игр позволяет обучить студентов некоторым важным навыкам в сфере результативной коммуникации, что в целом способно повысить эффективность работы по разрешению правового конфликта.
Директор Центра медиативных технологий (г. Нижний Новгород) Е.В. Ершова в докладе на тему «Развитие рефлексивного анализа у студентов-юристов при обучении медиативным технологиям» отметила, что юридическая профессия относится к типу профессий «человек-знак», однако, при этом на практике юристу приходится в большей степени общаться с людьми, чем с законами, так как его задача – защита прав и интересов граждан. Классическое юридическое образование подразумевает обучение юристов «снаружи» — то есть такую форму обучения, при которой процесс сводится к освоению определенных знаний, навыков, идей в соответствии с заранее заданными стандартами. Эта форма обучения подходит для формирования у юристов навыков понимания, воспроизведения, перевода и создания нормативных актов. Однако, при таком способе обучения юристы не получают навыка общения с гражданами, умения работать со своим эмоциональным выгоранием и формированием внутриличностных качеств, необходимых для соблюдения профессиональной этики. По мнению Ершовой Е.В., обучение юристов медиативным технологиям, в частности, развитие способности к рефлексивному анализу,  предполагает другой вектор обучения –  «изнутри» (экспериенциальное обучение), который предусматривает развитие самого индивида в соответствии с его собственными целями, возможностями и интересами. Основным средством такого обучения является личный опыт обучающегося, полученный в специально организованной обучающейся среде, в процессе межличностного взаимодействия и отношений с другими людьми.

Профессиональный медиатор и обучающий тренер медиаторов С.А. Жагорина (г.Нижний Новгород) в докладе на тему «Медиативный подход в системе альтернативных способов разрешения споров при подготовке и переподготовке юридических кадров» дала понятие способов разрешения спора, альтернативных суду, и представила их классификацию, уделив особое внимание группе переговорно – посреднических процедур и разграничив процедуры примирения и медиации. Сделав акцент на медиативном подходе (т.е. на деятельностном подходе, основанном на принципах медиации, который предполагает владение навыками позитивного осознанного общения, и создает основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры), С.А. Жагорина пришла к выводу о возможности применения медиативного подхода в рамках иных процедур альтернативного разрешения споров. В продолжение заявленной темы доцент кафедры гражданского права Ивановского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Е.В. Кузнецова поделилась личным опытом применения медиативного подхода в процессе работы в качестве судьи. Председатель коллегии медиаторов (посредников) Торгово-промышленной палаты Ивановской области М.А. Гришанина рассказала собравшимся о практическом применении медиации в Ивановской области, о методах обучения профессиональных медиаторов и дальнейших планах развития медиации в работе Торгово-промышленной палаты Ивановской области.

 

В целом, в обсуждении в рамках пленарного и секционного заседаний конференции 24 ноября 2016 г. государственных требований к содержанию и качеству высшего юридического образования различных уровней (бакалавриат, магистратура, аспирантура), миссии СМИ в повышении роли юридического образования, мониторинга востребованности образовательных программ по юриспруденции на российском и международном рынке приняли участие более 100 специалистов из 6 государств и 15 субъектов Российской Федерации, в числе которых: Нижегородская область (ННГУ (факультеты – юридический, социальных наук; институты — международных отношений и мировой истории, открытого образования; управления – правовое, учебно-методическое; Дзержинский филиал), Волжский государственный университет водного транспорта, Институт повышения квалификации Академии Следственного комитета РФ, Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу, Нижегородская академия МВД России, Нижегородская нотариальная палата, Нижегородская правовая академия, Нижегородский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Нижегородский филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Палата адвокатов Нижегородской области, Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия, Уполномоченный по правам человека в Нижегородской области, суды (Автозаводский районный, Московский районный, Нижегородский областной), Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, Центр медиативных технологий), Москва (Всероссийский государственный университет юстиции, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Исследовательский центр частного права при Президенте РФ, Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина, Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ), Санкт-Петербург (Европейский университет, Санкт-Петербургский институт Всероссийского государственного университета юстиции),Республика Коми (Коми республиканская академия государственной службы и управления, Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина), Республика Мордовия (Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Средне-Волжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции), Чувашская Республика (Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова), Воронежская область (Воронежский институт МВД России), Ивановская область (Ивановский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Коллегия медиаторов (посредников) Торгово-промышленной палаты Ивановской области), Костромская область (Костромской государственный университет им.Н.А.Некрасова), Курская область (Юго-Западный государственный университет), Саратовская область (Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Саратовская государственная юридическая академия, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского), Свердловская область (Уральский государственный юридический университет), Тюменская область (Тюменский государственный университет), Челябинская область (Южно-Уральский государственный университет), Пермский край (Западно-Уральский институт экономики и права).

Юридический факультет выражает признательность всем участникам конференции, выступавшим с докладами на пленарном и секционном заседаниях и принимавшим участие в дискуссии, а также — компании «Гарант», оказавшей материально-техническую поддержку в проведении данного научного мероприятия!

Деканат юридического факультета отмечает прекрасную работу студенческого оргкомитета конференции в составе: Артемова Михаила, Бозакиной Дарьи, Виденевой Анны, Ганиной Анны, Гасишвили Теоны, Золотовой Алены, Илюшкиной Риты, Майоровой Александры, Морозова Антона, Огородовой Екатерины, Сазановой Алисы, Тихонова Степана, Фатыхова Рената, Цыганова Александра, Чухмановой Валерии, Шарова Андрея и Юдина Василия.

Конференция организована при поддержке проекта EUSECU-POLE «Подходы Европейского Союза к проблемам трансграничной безопасности: изучение и использование опыта» (Jean Monnet Project «EU Approaches to Transnational Security Challenges: Focus on Policy Learning» (2016-2018 гг.), грантовое соглашение между ННГУ и Европейской Комиссией № 2015-3375/027-001. Руководитель проекта — старший преподаватель кафедры европейского и международного права юридического факультета ННГУ А.С. Леонов. С более подробной информацией о проекте можно ознакомиться на сайте www.euglobe.ru.

Программа конференции (pdf)

Галерея мероприятия
Все новости