Главная - Новости - Секция «Медиация в России: становление и развитие», отчет

Секция «Медиация в России: становление и развитие», отчет

25 апреля 2014

24-25 апреля 2014 года на юридическом факультете Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского проходила ежегодная Международная научно-практическая конференция «Инновации в государстве и праве России».
Секция «Медиация в России: становление и развитие» работает в рамках научно-практической конференции «Инновации в государстве и праве России» всего лишь второй год. И второй год в работе секции принимают участие представители различных профессиональных групп: юристов, психологов, социологов, менеджеров, государственных служащих, что свидетельствует о существовании в нашем обществе интереса к медиации, как инновационному способу разрешения правовых и неправовых споров.

Такой широкий спектр представителей различных профессий обусловливается еще и тем, что медиация является междисциплинарной областью и корни ее уходят не только в юриспруденцию, но в психологию, социологию, конфликтологию, психолингвистику.
На секции отмечалось, что имеет место большая разобщенность мнений представителей науки и практики о медиации. Научные доклады на секции не явились исключением и отразили в себе все те проблемы, которые волнуют общественность и юридическое сообщество в частности.

На секции было озвучено и обсуждено 11 докладов, проанализированы различные точки зрения участников секции на вопросы:

  • о «понимании и слушании» интересов ребенка в случаях, когда интересы последнего конкурируют с интересами взрослых членов общества в рамках судебной формы защиты права при рассмотрении гражданских дел (Жагорина С.А., к.ю.н., старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса). Как альтернативный способ защиты в докладе был освещен зарождающийся вариант защиты интересов несовершеннолетних в рамках общественной формы защиты права путем организации служб школьной медиации. Так, в соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года №1916-р, в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.
  • о применении медиация в публично-правовой сфере, в частности в сфере миграционных отношений (Петрова В.В., инспектор УФМС России по Нижегородской области, Соловьева С.В., к.ю.н., доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета ННГУ «К возможности реализации медиативного подхода в сфере миграции»). Все большая открытость России для мигран­тов, для приезда страну наших соотечественников из дру­гих стран, усилившаяся внутренняя миграция, начина­ют сталкиваться с общественными стереотипами непринятия людей иных национальностей и религий, которые могут выли­ваться в конфликты на этнической почве.
    Служащие УФМС являются «лицом России», они определяют правовое положение прибывающих в нашу страну лиц, желающих получить соответствующий статус, и при реализации своих служебных полномочий встречаются с конфликтными ситуациями.
    По мнению докладчиков, необходимо принять на государственном уровне стратегию развития практики медиативного подхода к разрешению конфликтов в сфере миграции и обучения государственных служащих миграционной службы инструментам медиации.
  • при разрешении служебно-трудовых споров государственных служащих, как на стадии переговоров, так и в комиссиях государственных органов по служебным спорам и в процессе судопроизводства (Соловьева С.В., к.ю.н., доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета ННГУ, Назарова Н.Л., к.ю.н., доцент кафедры уголовного права юридического факультета ННГУ «Медиация как инновационная форма разрешения споров на государственной службе»). По мнению авторов, медиативные компетенции уместно использовать как в правоотношениях государственных служащих с гражданами при реализации их полномочий, так и для урегулирования споров внутри государственных структур, а именно служебно — трудовые споры в досудебном и судебном порядке, что позволит предотвратить потери в их работе, наладить эффективный диалог с членами гражданского общества и получателями государственных услуг, а также повысит легитимность и доверие к органам власти.
  • затрагивался вопрос о правовой природе медиативного соглашения (исследованием этого вопроса занимается Гуменюк С.А., преподаватель института права, экономики и управления информацией Московского государственного лингвистического университета «Правовая природа медиативного соглашения как гражданско-правовой сделки»). В своем докладе автор рассмотрел определенные особенности медиативного соглашения, выделяющие его среди других сделок.
  • в настоящее время активно обсуждается профессиональный стандарт медиатора, который вот-вот уже скоро будет принят и медиация станет профессией. Доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета ННГУ Филипова И.А. свое выступление «Правовой статус медиатора как работника по законодательству РФ» посвятила особенностям статуса медиатора, который может быть работником по трудовому договору, либо выступать в качестве «свободного профессионала» (подобно адвокату или частному нотариусу), проанализировала дополнительные права и обязанности медиатора как стороны трудового правоотношения.
  • Иванова Л.Н., зав. каф. гуманитарных и социально-экономических дисциплин Российской академии правосудии, член коллегии посредников ТПП НО говорила о доверии в медиации как условии эффективности примирительного посредничества.
  • в работе секции принимали участие представители факультета социальных наук. Петрова И.Э., к.с.н., доцент кафедры общей социологии ФСН ННГУ в докладе «Обучение медиации специалистов социальной сферы: роль университета» обратила внимание на проблемные вопросы в работе социальных учреждениях, а именно в спорных ситуациях между воспитателями и детьми, между клиентами комплексных центров социального обслуживания и сотрудниками. Основная цель медиации – это разрешение споров на уровне интересов и потребностей сторон, и по мнению докладчика, именно медиативному подходу необходимо обучать сотрудников социальных служб, тем более, что в регионе уже есть положительные результаты такой работы.
  • на секции были выслушаны и вызвали огромный интерес и конструктивную дискуссию доклады о применении медиации в сфере подбора персонала (Игошина Т.Е., специалист по подбору персонала кадрового агентства «TomHunt» ООО «Том Хант Руссланд»), в сфере оказания услуг связи (Поляков М.Ю., эксперт юридического Департамента ОАО «Мобильные ТелеСистемы «Снижение загруженности российских судов путем применения процедуры медиации на примере споров в сфере оказания услуг связи»).
  • Мезенцева Т.В., руководитель офиса продаж сети туристических агентств «Росс – Тур» в своем выступлении на тему «Использование медиативного подхода в работе туристических агентств» рассказала о том, как она применяет на практике основы медиации, которым обучилась по программе повышения квалификации «Медиация в профессиональной деятельности» на юридическом факультете ННГУ. Применение медиации, по ее мнению, повышает уровень договороспособности, что помогает турагентству избежать штрафных санкций туроператора, а также урегулировать споры между самими туристами при выборе услуг.
  • обсуждался вопрос о школьной медиации вообще и, в частности, о школьных службах медиации как институте восстановительного правосудия,
  • Соловьева Е.В., заведующая отделением (службы) сопровождения семьи и ребенка ГКУ СРЦН Ленинского района города Нижнего Новгорода «Солнышко» в своей статье на тему «Школьная служба медиации как институт восстановительного правосудия» осветила такие темы как ювенальная преступность, особенность восстановительного подхода в правосудии и его актуальность в рамках ювенальной юстиции. Школьные службы медиации в рамках восстановительного подхода по её мнению, помогут несовершеннолетним правонарушителям реабилитироваться и декриминализироваться, осознать свою вину и восстановить нарушенные отношения.

В работе секции приняли участие студенты и магистранты нашего факультета. В частности, студент 3 курса юридического факультета ННГУ Филиппов Владислав в соавторстве с Жагориной С.А. к.ю.н., ст. преподавателем кафедры гражданского права и процесса юридического факультета ННГУнаписал статью и выступил с докладом о применении медиативного подхода на стадии исполнительного производства. По мнению докладчика, постсудебная медиация позволит урегулировать конфликты, которые не были разрешены судом. Должник будет более охотно исполнять судебное решение, если найдет взаимопонимание со взыскателем. Опыт использования медиации на стадии исполнительного производства есть во Франции, Беларуси и др. странах.

Все новости